Основную часть психологической предрасположенности к зависимости человек получает в семье.
Для того, чтобы обеспечить нормальное становление человека, семья должна выполнять определенные функции, которые способствуют психологическому здоровью, развитию, социальной стабильности, духовному здоровью и т.д. как всей семьи, так и отдельных ее членов.
Семья, выполняющая эти функции в полной мере – функциональная, не выполняющая – дисфункциональная.
Семья, в которой не выполняются необходимые семейные функции способствует развитию зависимости и созависимости у ее членов (и других психологических растройств). Чем в меньшей степени выполняются эти функции, тем в большей степени есть вероятность возникновения зависимости.
Функциональная семья |
Дисфункциональная семья |
Эмоционально-психологическая функция семьи – обеспечение семьей эмоционального комфорта и психологического здоровья ее членов. | |
Теплая, поддерживающая атмосфера
Преобладают положительные эмоции Эмоциональная открытость (открытое выражение эмоций) Право на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная разделенность |
Холодная, обвинительная атмосфера
Преобладают негативные эмоции Эмоциональная закрытость (есть эмоции, которые выражать запрещено) Нет права на отличные от других эмоции, мысли, взгляды и т.д., эмоциональная слитность (вся семья по одному событию должна испытывать одинаковые эмоции) |
Бытовая-экономическая функция – обеспечение материальных, бытовых потребностей, физического здоровья. | |
Равномерное распределение обязанностей, участвуют все работоспособные
Выполняются все бытовые функции Достаточный доход семьи Санитария Договоренности по распределение обязанностей |
Неравномерное распределение обязанностей, участвуют не все работоспособные
Выполняются не все функции быта Недостаточный доход семьи Антисанитария Нет договоренностей (диктат либо догадки) |
Воспитательная функция – обеспечивает рождение, нормальный рост, воспитание и т.д. новых членов семьи | |
Здоровая сексуально-эротическая атмосфера в семье (родители при детях могут обняться, поцеловаться, детей вовремя информируют о том, откуда берутся дети и т.д.)
Воспитание меняется в соответствии с потребностями возраста ребенка Здоровые примеры для подражания В воспитании гармонично соединены контроль, любящая забота и свобода |
Нездоровая сексуально-эротическая атмосфера (запреты на проявления сексуальности и на сексуальные темы, либо развращенность)
Воспитание не соответствует возрасту (относятся либо как к слишком маленькому, либо как к слишком взрослому), отсутствие нормального воспитания Нездоровые примеры для подражания (выпивка в семье, нездоровое поведение кого-то из членов и т.д.) Либо только серхконтроль, либо только сверхзабота, либо попустительство |
Социальная функция семьи – помогает становлению человека за пределами семьи. | |
Семья – открытая социальная система
Поддержка в социализации (человек сам выбирает свой социальные путь, идет по нему, а семья его в меру надобности в этом поддерживает) Поддержка в сложные периоды |
Семья – закрытая социальная система (не контактирует с другими, либо ее отвергают другие)
Отсутствие поддержки либо выбор пути социализации за человека (к примеру, родители выбирают куда идти учиться ребенку) Отсутствие поддержки в сложные периоды либо сверхопека в легкие периоды |
Духовно-ценностная функция – обеспечение прав членов семьи, развитие семейных, культуральных и общечеловеческих ценностей | |
В семье поддерживаются семейные, культуральные и общечеловеческие ценности. На первом месте стоят общечеловеческие ценности, на втором культуральные, на третьем семейные.
Духовное равенство (каждый член семьи ценен одинаково). Безусловная любовь, равная для всех членов Право и уважение личной территории Уважение прав другого на свой свободный выбор Главенство ценности всей семьи над ценностью отдельных членов |
В семье отсутствует воспитание ценностей, либо ценности прививаются жестко, безальтернативно (фанатично религиозная семья, фанатично националистическая семья, культ личности кого-то из родственников в семье).
Духовное неравенство (кто-то более ценен, кто-то менее) Условная любовь, нелюбовь, неравная любовь к разным членам Смешанные границы либо барьеры Неуважение права другого на свой свободный выбор Главенство ценности отдельных членов над ценностью всей семьи |
Важно понимать семейное происхождение своей зависимости, что снимает необоснованную вину за становлением зависимым с себя, но при этом:
1. Снимая вину с себя принимать ответственность за свое выздоровление (а не продолжать употреблять, так как «больной и иначе не могу»).
2. Не перекладывать вину на семью. Здоровым отношением является принятие факта формирования зависимости в семье таким, как есть и принятие своей семьи с ее членами такими, как есть. Выход заключается не в обвинении родных и попыток их изменения, а принятия родных и изменения себя.
Задания к теме «Дисфункциональная семья»:
1. Выберите, какие характеристики дисфункциональной семьи подходят к семье, в которой вы воспитывались. Кратко опишите, как каждая из этих характеристик проявлялась в вашей семье. Кратко опишите, как каждая из характеристик повлияла на развитие у вас зависимости.
2. По каждой характеристик функциональной семьи опишите, как вы будете стараться поддерживать их в своей сегодняшней (или будущей) семье.